вторник, 27 декабря 2016 г.

Работаем над проектом

Памятка для родителей по написанию проекта
Что такое учебный проект?
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Этапы работы над проектом:
Проблематизация (проблема   Как? Каким образом?)
Целеполагание. (цель проектный продукт)
Планирование (формулирование задач – шагов для достижения цели, определение способов, которыми эти задачи будут решаться, составление графика выполнения проекта).
Реализация проекта
Самооценка и рефлексия
Презентация работы

Организация индивидуальной работы учащегося над проектом:
Пример 1
Самым трудным для многих учащихся является первый этап работы, когда необходимо выбрать тему проекта (этап проблематизации). Лучше, если учитель не будет предлагать готовые темы, а постарается выяснить интересы и проблемы самого учащегося, которые он мог бы самостоятельно
решить в ходе работы над проектом. Достижение цели проекта должно способствовать преодолению исходной проблемы.
Проблема: девочки-шестиклассницы украшают свои нарядные платья дорогими аксессуарами. Для этого приходится просить разрешения у родителей, что не всегда удается. Согласитесь, проблема имеет личностно значимый характер для детей этого возраста (Каким образом украсить платье?).
На этом этапе предварительного обсуждения видна неявно сформуливанная цель. Цель – научить шестиклассниц делать украшения из бисера. В данном случае достижение цели проекта, несомненно, будет способствовать преодолению его исходной проблемы. При этом автор проекта украшает свои наряды самостоятельно изготовленными брошами из бисера. Получается недорого и очень красиво
Проектный продукт должен представлять собой воплощение найденного автором способа решения проблемы проекта, причем это должен быть оптимальный способ, то есть наиболее эффективный и экономичный.
Например.
Чтобы научить одноклассниц делать украшения из бисера можно:
- провести выставку работ автора проекта, но тогда дети лишь увидят, какие красивые вещи можно делать из бисера, но не научатся их делать сами;
- пригласить мастера по изготовлению бисерных украшений, чтобы он научил детей, но это дорого и трудно осуществимо;
- самой провести мастер-класс для своих одноклассниц и научить их делать красивые вещи из бисера. Таким образом, в данном случае проектным продуктом будет мастер-класс.
Пример 2
Девятиклассница Аня долго не могла решить, какой проект ей делать. В ходе беседы учительницей биологии она рассказала, что в последнее время с трудом засыпает, плохо спит ночью, тяжело встает утром и постоянно хочет спать. Из этой же беседы девочка узнала, что с подобными проблемами сталкивается множество людей разных возрастов, особенно тяжело переносят недостаток сна дети и подростки. Постепенно стала вырисовываться исходная проблема проекта – преодоление бессонницы.
Причем решение данной проблемы для автора проекта имеет практический смысл, побуждает действовать: «Как бороться с бессонницей». Итак, теперь Аня поняла, что, сделав данный проект, она сможет решить собственную проблему и помочь другим людям, поэтому сейчас девочка активно включилась в процесс целеполагания, чтобы найти способ решения проблемы бессонницы.В конце концов цель проекта была сформулирована так: помочь тем, кто страдает от бессонницы.
Письменная часть проекта, отчет о работе
Часто на эту часть проектной работы не обращают особого внимания. Стоит подчеркнуть, что письменная часть проекта является важнейшей составляющей всей работы. Независимо от того что представляет собой проектный продукт (даже если он имеет вид брошюры или статьи, то есть выполнен в письменном виде), к проекту обязательно должна быть приложена письменная часть,
которая фактически является отчетом о ходе и результате работы. Без письменной части (отчета) проект во многом теряет смысл, так как именно здесь учащийся осуществляет рефлексивную оценку всей своей работы.
Чтобы научить детей уже в 5-м классе писать отчет о работе, можно предложить им в качестве черновика воспользоваться шаблоном.
Введение
Тема моего проекта …………………………………………………...
Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………....
Цель моей работы – ……………………………………….....………..
Проектным продуктом будет.………………………………………
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как………………
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
• Выбор темы и уточнение названия ………………………………………
• Сбор информации (где и как искал информацию)………………………
• Изготовление продукта (что и как делал)……………………………….
• Написание письменной части проекта (как это делал)……………….
Основная часть
Я начал свою работу с того, что ………………………………………..
Потом я приступил к …………………………………………………….
Я завершил работу тем, что…………………………………………………
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами………………………
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я……………………….
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)
План моей работы был нарушен, потому что……………………………
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что……………….
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например …………………………………………………..
Это произошло, потому что ……………………………………..
Если бы я начал работу заново, я бы ……………………………
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ………………..
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал)

Конечно, не обязательно пользоваться этим шаблоном в полном объеме. Однако необходимо, чтобы, отчитываясь о ходе и результате работы, ребенок проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции.

Защита проекта.
Важнейшим навыком, который приобретают учащиеся в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы (проектного продукта) и самопрезентации собственной компетентности. Умение кратко и убедительно рассказать о себе и своей работе очень востребовано в современном обществе. Защита проектов, как правило, происходит в форме презентации. То есть краткого (7–10 минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы.

Темы и названия проектов.
Формулировка темы проекта должна заключать в себе определенную интригу, как бы приглашать будущих слушателей или читателей принять участие в решении проблемы. Например: «Алхимики – колдуны или ученые?», «Все знают, что курить вредно, почему же люди курят?», «Климат будущего. Москва под водой?», «Чипсы: польза или вред?», «Есть ли чувства у растений?», «Лечат ли растения?», «Почему люди не любят червей?», «Охота на хищников – это хорошо или плохо?», «Заповедные территории, зачем они нужны?».

Описание эталона работы с учетом возрастных особенностей учащихся
Так для 5-6-классника эталонным проектом считается работа, в которой:
• цель определена, ясно сформулирована четко обоснована;
развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;
• тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;
• работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;
• работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;
• работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии сустановленными правилами;
• на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;
• проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.